" – Воскресение. В той грубейшей форме,
как это утверждается для утешения слабейших, это мне чуждо. И слова Христа о
живых и мертвых я понимал всегда по-другому. Где вы разместите эти полчища,
набранные по всем тысячелетиям? Для них не хватит вселенной, и Богу, добру и
смыслу придется убраться из мира. Их задавят в этой жадной животной толчее.
читать дальшеНо все время одна и та же необъятно тождественная жизнь
наполняет вселенную и ежечасно обновляется в неисчислимых сочетаниях и
превращениях. Вот вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда
родились, и этого не заметили.
Будет ли вам больно, ощущает ли ткань свой распад? То есть,
другими словами, что будет с вашим сознанием? Но что такое сознание?
Рассмотрим. Сознательно желать уснуть – верная бессонница, сознательная попытка
вчувствоваться в работу собственного пищеварения – верное расстройство его
иннервации. Сознание – яд, средство самоотравления для субъекта, применяющего
его на самом себе. Сознание – свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами
дорогу, чтоб не споткнуться. Сознание – это зажженные фары впереди идущего
паровоза. Обратите их светом внутрь, и случится катастрофа.
Итак, что будет с вашим сознанием? Вашим. Вашим. А что вы
такое? В этом вся загвоздка. Разберемся. Чем вы себя помните, какую часть
сознавали из своего состава? Свои почки, печень, сосуды? Нет, сколько ни
припомните, вы всегда заставали себя в наружном, деятельном проявлении, в делах
ваших рук, в семье, в других. А теперь повнимательнее. Человек в других людях и
есть душа человека. Вот что вы есть, вот чем дышало, питалось, упивалось всю
жизнь ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием, вашей жизнью в других. И
что же? В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом
это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего.
Наконец, последнее. Не о чем беспокоиться. Смерти нет. Смерть
не по нашей части. А вот вы сказали – талант, это другое дело, это наше, это
открыто нам. А талант – в высшем широчайшем понятии – есть дар жизни.
Смерти не будет, говорит Иоанн Богослов, и вы послушайте
простоту его аргументации. Смерти не будет, потому что прежнее прошло. Это
почти как: смерти не будет, потому что это уже видали, это старо и надоело, а
теперь требуется новое, а новое есть жизнь вечная."
(с) Юрий Живаго
Б.Пастернак "Доктор Живаго"